Содержание

                       

 

 

 

 

 ВАРИАНТ 1   

 ВАРИАНТ 2  

 ВАРИАНТ 3   

 ВАРИАНТ 4 

 ВАРИАНТ 5  

ВАРИАНТ 1

1.  Определите размер данного стихотворения; охарактеризуйте особенности его ритмики, строфики, фоники.  Опишите особенности художественной речи.  5 б.

2.  Что такое рифма? Назовите основные разновидности рифм, приведите примеры. Что такое «белый стих»?       3 б.       

3.  В чем разница трактовки понятия «мимесис» (подражание) в концепциях искусства Платона и Аристотеля?     3 б.     

4.  Охарактеризуйте кратко основные свойства лирики как рода литературы, перечислите жанры лирики как рода литературы.                      3 б.

5. Что такое «повествование»? Какому роду свойственно повествовательное начало?                                                  3 б.

6.  Какие аспекты строения литературного произведения выделены последователям двухчастной (формально-содержательной) концепции (на примере концепции Г.Н. Поспелова)?                                                    3 б.

7. Разграничьте трагический и героический виды пафоса (героику и трагизм). 3 б.

8. Укажите основные характеристики (атрибуты) образа  персонажа в литературном произведении.                                                                          3 б.

9. В чем смысл разграничения понятий «сюжет» и «фабула»?                4 б.            

10. С эстетическими суждениями какого философа связаны трактовка искусства как образной познавательной деятельности, понятие типизации в искусстве?               3 б.

11. Кратко обозначьте отличие образов художественных от иллюстративных и фактографических. Перечислите отличительные свойства любого художественного образа.                                         4 б. 

12. Кто из ученых-литературоведов разрабатывал идеи структурализма? Основные понятия структурализма как литературоведческой школы.                   6 б.                        

13. Дайте определение литературному направлению. Чем отличается литературное течение от литературного направления?                                                  6 б.

14. Какие виды «хронотопа» описал М. Бахтин в своей работе «Формы времени и хронотопа в романе»? (кратко опишите некоторые)                                     6 б.

 

·        0 - 23 балла – «неудовлетворительно»

·        24 - 34 балла – «удовлетворительно»

·     35-45 баллов – «хорошо»

·     46-55 баллов – «отлично»

  к списку вариантов

 

ВАРИАНТ 2.

1.  Определите размер данного стихотворения; охарактеризуйте особенности его ритмики, строфики, фоники.  Опишите особенности художественной речи. 5 б.

2.  Перечислите  и кратко определите 5-6 известных Вам фигур поэтического синтаксиса.                  3 б. 

3.  Перечислите и кратко определите основные системы стихосложения.     3  б.

4.  Назовите известные вам лиро-эпические жанры. В чем особенности лиро-эпических произведений?                                                                                      3 б.

5.  Состав художественной формы в формально-содержательной  (двухчастной) концепции литературного произведения. Назовите уровни формы, выделяемые последователями данной концепции .      3 б.

6.  Как Вы понимаете смысл понятий «анализ» и «интерпретация»?                3 б.

7.  Что такое тема литературного произведения? Назовите основные группы тем, разрабатываемых в литературе                                                                            3 б.

8. Кратко разграничьте основные виды комических пафосов (типов авторской эмоциональности).     3 б.

9. Что такое система персонажей?  Как классифицируют персонажей в  их системе?                3 б.

10. Что такое сюжет? Как соотносятся понятия сюжет и мотив, сюжет и эпизод?      3 б.

11. Обозначьте специфические отличительные свойства словесных образов.  4 б.

12. Как проявляется «вторичная условность» в художественном произведении? 6 б.

13. Какие  принципы лежат в основе деления литературы на три рода ( версии Аристотеля, Гегеля и др.)          6 б. 

14. Опишите возможные типы художественного времени в литературном произведении.                                    6 б. 

 

·        0 - 23 балла – «неудовлетворительно»

·        24 - 34 балла – «удовлетворительно»

·     35-45 баллов – «хорошо»

·     46-55 баллов – «отлично»

к списку вариантов

 

 ВАРИАНТ 3.

1. Определите размер данного стихотворения; охарактеризуйте особенности его ритмики, строфики, фоники.  Опишите особенности художественной речи.  5 б.                    

2. Назовите наиболее яркие отличительные черты речи стихотворной по отношению к речи прозаической.                                                                   3 б.                       

3. Что представляет собой сонет?                                                   3 б.                                                 

4. Обозначьте кратко отличительные особенности эпического рода литературы. Перечислите основные жанры эпического рода литературы.                        3 б.

5. В чьей эстетической системе и каким образом произошел «разрыв» с аристотелевской трактовкой искусства как подражания, перенесение акцента на  художника-творца?                                3 б.

6. Что такое сказ? В чем специфика сказового повествования?                         3 б.

7. Какие основные стороны содержания выделяли последователи формально-содержательной (двухчастной) концепции строения лит. произведения?        3 б.

8. Дайте определение композиции. На каких  уровнях можно рассматривать композицию в произведении?    3 б. 

9. В чем отличие трагического и драматического видов пафоса (типа авторской эмоциональности)?                3 б.  

10. Какой аспект литературного произведения описывает понятие «хронотоп». Кто ввел это понятие в литературоведение?                                                       3 б.

11. Какие свойства, отличающие литературу от живописи, выделил Лессинг в трактате «Лаокоон…»?           4 б. 

12. Кратко охарактеризуйте различные подходы к проблеме «сюжета» и «фабулы».                  6 б. 

13. Что такое стиль как литературоведческое и искусствоведческое понятие?        7 б.

14. Кто из литературоведов представлял «формальную школу»? Что означают ключевые термины формалистов: «материал», «прием», «остранение» и др?                            6 б.

 

·        0 - 23 балла – «неудовлетворительно»

·        24 - 34 балла – «удовлетворительно»

·     35-45 баллов – «хорошо»

·     46-55 баллов – «отлично»

к списку вариантов

 

ВАРИАНТ 4.

1.  Определите размер данного стихотворения; охарактеризуйте особенности его ритмики, строфики, фоники.  Опишите особенности художественной речи.   5 б. 

2. Что такое тропы? Назовите и кратко определите основные виды тропов. 3 б.                             

3.  Что такое цезура? В каких размерах она возможна?                                       3 б.                             

4.  Охарактеризуйте кратко особенности драматического рода литературы. Перечислите основные драматические жанры.                                          3 б.

5.  Перечислите основные компоненты предметной изобразительности («мира литературного произведения») как уровня его художественной формы.      3 б.

6.  Как соотносятся сюжет и конфликт? Основные типы конфликтов. Назовите основные компоненты сюжета.                3 б.

7.  Чем отличаются друг от друга повествователь и рассказчик?                       3 б.

8.  Перечислите основные виды пафоса (типа авторской эмоциональности). 3 б.

9.  Перечислите известные Вам литературоведческие школы 19 –20  века.    3 б.

10. Что такое психологизм? Назовите известные Вам приемы психологической характеристики персонажа.     4 б. 

11.  Какие классификации видов искусств вам известны? Какое место занимает литература в этих классификациях?                                                                    5 б.

12.  Что такое беллетристика?                                             5 б.  

13.  Что такое мотив? Труды какого ученого стали фундаментом теории мотива?                      6 б.

14.  Как в гегельянской эстетике соотносятся образ и понятие? В чем сущность понятия «типизация»?                                                                                            6 б.

 

·        0 - 23 балла – «неудовлетворительно»

·        24 - 34 балла – «удовлетворительно»

·     35-45 баллов – «хорошо»

·     46-55 баллов – «отлично»

 к списку вариантов

 

ВАРИАНТ 5

  1. Определите размер данного стихотворения; охарактеризуйте особенности его ритмики, строфики, фоники.  Опишите особенности художественной речи.                           5 б.
  2. Назовите известные Вам «твердые» строфы.                             3 б.
  3. Какие характерные особенности объединяют произведения эпические и драматические и одновременно противопоставляют эти роды литературы лирике?                   3 б.
  4. В каких двух основных значениях фигурирует термин «ирония» в науке о литературе?              5 б. 
  5. В чем состоит специфика сентиментальности и романтики как видов пафоса (типов авторской эмоциональности)?                                                        3 б.
  6. Почему для Аристотеля мимесис не означает копирования явлений и фактов действительности? Как в этой связи философ соотносит деятельность поэта и историка?                                                                     3 б.
  7.  Как Вы понимаете такое свойство художественного образа, как «условность»?                                 3 б.      
  8. Перечислите основные компоненты предметной изобразительности («мира литературного произведения») как уровня художественной формы.   3 б.
  9. Укажите основные характеристики (атрибуты) образа персонажа в литературном произведении.                                3 б.
  10. Каким образом соотносятся понятия «тема» и «проблема» в формально-содержательной концепции строения литературного произведения?     3 б.
  11. Как классифицировал виды искусства Лессинг в трактате «Лаокоон…»?              3 б.
  12. Обозначьте основные положения культурно-исторического подхода к искусству. 5 б.
  13. Какие концепции строения литературного произведения вам известны?          6 б.
  14. Как соотносил Гегель искусство с категорией «идеал»?                                     7 б.

 

·        0 - 23 балла – «неудовлетворительно»

·        24 - 34 балла – «удовлетворительно»

·     35-45 баллов – «хорошо»

·     46-55 баллов – «отлично»