Содержание

 Литературный процесс является составляющей художественного развития человечества. Развивается мир, развивается культура, частью которой и является литературный процесс.

Что является движущими силами  развития художественного процесса?

Развитие художественного процесса социально обусловлено, однако определяется внутренними движущими силами – противоречиями художественного сознания. По отношению к художественному развитию реальность является внешним фактором. Оказывают воздействие и общекуль турные традиции и формы  общественного сознания – философия, политика, наука, мораль, право, религия.

Художественное взаимодействие как внутренние связи литературного процесса.

Художественное взаимодействие – это разнообразные влияния одного или группы художественных явлений на другое явление …

Существует ряд типов художественного взаимодействия, имеющих достаточно  определенный  характер.

1) Заимствование – перенесение  элементов одной художественной системы (сюжетной  схемы, обстоятельств, характеров героев, композиции) в другую.

2) Близко к заимствованию влияние, при котором художник использует некоторые стороны художественного опыта своего предшественника.

3) Подражаниенарочитая похожесть нового текста на источник, копирование основных стилистических особенностей, формы, творческой манеры предшественника.

4)Пародирование – подражание, утрирование повторяющее особенности оригинала, выражающее насмешливо-критическое отношение к некоторым героям, идеям, стилистическим особенностям источника.

5)Эпигонство – нетворческое подражание, копирование.

6)Цитация- прямое художественное использование источника с отсылкой к нему, включение чужого текста в текст своего произведения.

7)Реминисценция  заимствование отдельных элементов из предшествующих литературных источников, скрытая цитация.

8) Парафраза- заимствование темы предшествующего литературного источника с заменой элементов и сохранением характера композиционных связей.

 

Художественное направление.

Направление – одна из основных категорий теории и истории художественного процесса.

Категория не имеет четкого определения и часто отождествляется с течением, школой, методом, стилем.

Реальность типологической общности произведений разных писателей. Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии связи между ним и близкой ему типологической группой произведений.

Направление проявляет себя через совокупность произведений, в которых осуществлены определенные принципы творчества, и через программные теоретические манифесты, провозглашающие эти принципы.

Направление межнационально типологично, но имеет свои национальные вариации. Оно вбирает в себя общее для всех национальных модификаций классицизма, романтизма или реализма.

Направление может касаться  лишь одного вида искусства (литература «потока сознания», абстракционизм в живописи), может выявлять общность ряда искусств – неореализм в кино и в литературе, может охватывать историческую общность всех или большинства искусств (романтизм)

Направление – концепция мира и личности, устойчивая для группы художников, деятельность которых протекает в рамках целого исторического периода.

Художественное направление – инвариант художественной концепции мира и личности. Поскольку эта концепция раскрывается главным образом через создаваемую художником художественную реальность, художественное направление – тип художественной реальности.

Смена художественных направлений – процесс изменения художественной концепции мира, проявляющейся через изменение типа  структуры художественного произведения.

Средневековое искусство в центр помещало Бога и человека как творение его.

Возрождение ставит в центр мироздания сознающую себя личность. Классицизм  фокусирует внимание на государстве и подчиненном ему человеке. Романтизм помещает в центр художественной концепции внутренний мир личности в ее отношениях с природой. Реализм ставит в центр произведения человека и общество.

 

Школа в искусстве – художественное направление, теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и выделившееся из художественного процесса в самостоятельное организационно оформленное образование, имеющее свою теоретическую платформу (манифест, программу).

 

  Содержание